01.10.2019
Мобильность напрокат
Что заставит горожан отказаться от личных автомобилей

Цена нелюбви к природе


Выступая на Климатическом форуме городов, Антон Кульбачевский, глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы, заявил, что Москва не будет ограничивать въезд в город для личных автомобилей. Таким образом, власти решили обойтись без жестких запретов, которые вводят во многих европейских столицах, — например, Лондоне, Брюсселе и Мадриде. На полях форума Москва и представители группы C40 — международного альянса 94 городов, принимающих активные действия по охране климата, — подписали декларацию «Зеленые и здоровые улицы», направленную на снижение загрязнения воздуха. Москва присоединилась к числу 28 городов-лидеров, взявших обязательство с 2025 года приобретать автобусы с нулевой эмиссией, а к 2030 году освободить от выхлопных газов большую часть своей территории.


Именно автотранспорт — основной источник загрязнения воздуха и шума в больших городах по всему миру. Москва тут не исключение. На долю автотранспорта в столице приходится 90% всех выбросов в атмосферу. С 2010 года выбросы загрязняющих веществ от автомобилей удалось сократить почти на 22% — с 1 млн до 781,9 тыс. тонн.


«Сегодня столица уверенно движется к цели 2030 года. Благодаря комбинации мер в сфере транспорта и экологии загрязнение вблизи автотрасс стабильно снижается: концентрации оксида углерода стали меньше на 60 %, диоксида азота — на 6 %, оксида азота — на 57 %, диоксида серы — на 50%. Снижение происходит как в зоне ТТК, так и в зоне МКАД», — рассказала корреспонденту +1 Полина Захарова, глава ГПБУ «Мосэкомониторинг».



Москва стала первым регионом России, запретившим продажу бензина ниже стандарта «Евро-5»



Свести к минимуму вредные выбросы планируется в том числе с помощью развития цифровой мобильности.


Мобильность в мобильнике


Во многих городах мира появляются онлайн-сервисы, которые предлагают пользователям подобрать оптимальный маршрут с точки зрения экономии времени и средств, а также уменьшения вреда природе. Технологии на базе искусственного интеллекта учитывают ситуацию на дорогах и комбинируют разные виды транспорта — метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси, каршеринг, велопрокат. Кроме того, система учитывает пользовательские предпочтения. Например, приложение Whim для жителей Хельсинки можно связать с календарем, чтобы система спланировала все маршруты заранее. При этом пользователи могут выбрать не только самый бюджетный вариант, но и самый экологичный и даже соответствующий настроению.



«Передвижения не так логичны, как думают многие специалисты, причастные к транспортным услугам, потому что речь идет о живых людях. Так что наша идея в том, чтобы обеспечить этим людям идеальный пользовательский опыт», — говорит Кай Пююхтиа, сооснователь разрабатывающей приложение Whim компании MaaS Global.



Хельсинки планирует стать углеродно-нейтральным к 2035 году, а к 2025-му — развить общественный транспорт настолько, чтобы личные автомобили стали ненужными. Новое приложение, которое разрабатывается при участии городских властей, должно помочь осуществить эти планы и победить пробки. Цифровая мобильность — это способ сделать дороги не только свободнее, но и быстрее, и безопаснее. С 2011 года, когда в Москве стартовала транспортная реформа, средняя скорость движения в городе выросла на 16%, а количество аварий уменьшилось почти на 60%. Добиться этого удалось, в том числе, с помощью применения больших данных и детального анализа каждого ДТП. Увеличение скорости трафика — значимое достижение с точки зрения экологического эффекта. По подсчетам «Мосэкомониторинга», при росте средней скорости движения на 16% удельные выбросы легковых автомобилей по основным загрязняющим веществам снижаются от 20 до 50%.


Новая транспортная концепция известна в мире под названием «мобильность как услуга». Она позволяет оптимизировать логистику и воздействие на окружающую среду и решать проблемы больших городов, население которых стремительно растет. К 2050 году на планете будет жить почти 10 млрд человек и две трети из них — в городах.



«Сейчас мы можем говорить о том, что вместо транспортной системы появляется система персональной логистики. И для того чтобы эта система работала, не хватает онлайн-агрегатора или карты, которая помогает добраться до нужной точки наиболее быстрым способом. Получается, сперва нужно выстроить платформу для существующих вариантов транспортной аренды или общественного транспорта, потому что в Москве есть все виды транспорта. Важно, чтобы человек мог посмотреть и простроить наиболее удобный и быстрый маршрут на одной площадке, а не арендовать весь транспорт»


Вячеслав Завалин, прикладной урбанист, городской модератор, автор Telegram-канала «Еду в город»



«Мобильность как услуга» — это устойчивый системный подход к организации передвижений по городу и повышению транспортной эффективности. Люди платят за поездку, а не за содержание личного автомобиля. Приложение напоминает подписку на видео- и аудиосервисы, где пользователи могут выбирать контент, который им интересен.


Экономическая выгода от новой мобильности очевидна для городов и крупного бизнеса. Уже сегодня краткосрочная аренда машин и велосипедов приносит хорошую прибыль. Сервис заказа такси Lyft размещает в своих приложениях расписание движения автобусов и метро и график работы парковок городского велопроката в Бостоне, Чикаго, Денвере, Лос-Анджелесе, Сиэтле, Вашингтоне и Нью-Йорке, не боясь потерять клиентов. Аналогичную политику проводит конкурент Lyft — Uber. Недавно компания заявила, что продала свыше 1,2 тыс. билетов на автобусы и поезда в Денвере. Обе компании активно развивают байкшеринг — совместное использование велосипедов.


Каршеринг в Америке вытесняет личные автомобили — по прогнозам, уже к 2030 году меньше четверти американцев будет владеть собственной машиной. Сервису краткосрочной аренды авто удалось доказать автолюбителям, что отказаться от кредита на покупку новой машины или ремонта старой, — легко и выгодно. Совместное использование автомобилей набирает популярность в Нью-Йорке, Лондоне, Москве и других городах мира.



Крупные автопроизводители засматриваются в сторону беспилотных автомобилей. В Ford Motor Co подсчитали, что сегмент сервисов мобильности может вырасти до $10 трлн в год, а норма прибыли — до 20%, хотя в лучшие свои годы автомобильные компании получали 10%. Благодаря беспилотным вариантам в обозримом будущем в США цена поездок на такси с $2-3 за милю может упасть до 70 центов. Первые беспилотники будут слишком дорогими для личного владения. Поэтому они станут частью транспортной системы, в которой машиной будет пользоваться множество людей. Илон Маск говорит, что одна миля в его роботакси поначалу будет обходиться в 18 центов, а затем стоимость будет снижаться. Предприниматель обещает в следующем году выпустить на дороги США более миллиона таких такси и составить конкуренцию Lyft и Uber, которые также развивают направление беспилотников.


Приложение Whim за €499 в месяц предлагает жителям Хельсинки безлимитный проезд на общественном транспорте. Кроме автобусов, метро, трамваев и пригородных поездов, к нему относятся такси (до 5 км за раз) и каршеринг (не более 2 часов в сутки). Также пользователи могут совершать получасовые поездки на арендованных велосипедах.



Москва пешеходная и беспилотная


Глобальные транспортные новации интересно наблюдать на примере Москвы, которая является лидером среди субъектов РФ по снижению выбросов от транспорта.


Начнем с проблемы. В исследовании «Яндекса» говорится, что с 2013 по 2017 год Садовое кольцо замыкалось почти восемь раз — пробки в одном из направлений занимали более 95% протяженности. За этот же период пробки длиной более трех четвертей Садового случались 97 раз. Третье транспортное кольцо замыкалось лишь раз. 5 октября 2017 года пробки на его внутренней стороне составили 94%, а на внешней — 85%. За пять лет пробки длиной более 26 км, что составляет 75% ТТК, происходили 14 раз. ТТК и МКАД остаются самыми загруженными трассами в Москве, особенно в утреннее время.


Во многих крупных городах мира применяют практику запретов на въезд в черту города или в его центральную часть. Москва пошла по пути ограничения доступа для грузовиков в дневные часы в пределы ТТК и МКАД (и на сами эти автодороги). Как понятно из слов Антона Кульбачевского, легковых авто такая мера не коснется.



Столица представляет собой крупнейший транспортный узел страны, из которого расходятся 11 железнодорожных направлений и 15 федеральных автомобильных трасс. Каждый день в город приезжает на работу почти 3 млн человек. Согласно международным рейтингам, Москва занимает лидирующие позиции по созданию инфраструктуры и комфортной городской среды.


На сегодняшний день в российской столице работает 57 выделенных полос для общественного транспорта. В 2018 году в городе открыли 17 новых станций метро, а до конца 2023-го собираются ввести еще 55. Для снижения интенсивности использования личных автомобилей власти согласовали работу 13 операторов каршеринга и выдали 52 тыс. разрешений на ведение таксомоторной деятельности. Вместе с тем в Москве обустроено более 1600 велосипедных парковок и 230 км велодорожек.



«Уже всем знакома концепция: чем меньше места и времени ты занимаешь и чем менее ты защищен, тем выше твой приоритет в транспортной иерархии. В первую очередь, это вопрос безопасности, во вторую — комфорта»


Никита Савицкий, специалист по развитию территории «Трехгорной Мануфактуры», бывший сотрудник Департамента транспорта Москвы



Пешеход может пострадать от автомобиля, но с человеком в машине вряд ли что-то случится при наезде на пешехода. Человек в автобусе защищен от осадков и жары — поэтому находится в более комфортных условиях, чем велосипедист. Таким образом, транспортная инфраструктура выстраивается вокруг пешехода и велосипедиста, заключает Савицкий.



«Идеальный транспорт Москвы — железная дорога и велосипед»



Реально ли москвичу пересесть на двухколесный транспорт — рассуждает Владимир Кумов, автор идеи и куратор проекта Let’s Bike It!
Читать колонку

Сегодня транспортная система столицы проходит цифровую трансформацию. По всему городу установлено более 3,5 тыс. детекторов мониторинга дорожного движения и 2 тыс. камер видеонаблюдения. Данные поступают в Центр организации дорожного движения (ЦОДД).


Для оплаты проезда на общественном транспорте действует карта «Тройка». На портале transport.mos.ru в онлайн-режиме отражается ситуация на дорогах, пользователям доступны навигационные сервисы и удаленное пополнение карты «Тройка». Также на сайте можно найти увезенный эвакуатором автомобиль, проверить наличие штрафов, оплатить их, заказать сопровождение маломобильных граждан и получить другие услуги.


Теперь в планах властей — создать для жителей Москвы и туристов цифровую платформу для планирования перемещений по городу. Она объединит городские и коммерческие сервисы, в том числе по совместному использованию транспортных средств. Жителям будет достаточно задать пункты отправления и назначения, и система автоматически сформирует оптимальный маршрут «от двери до двери», который можно будет тут же оплатить. Система будет способна корректировать маршрут и виды используемого транспорта на основании данных об авариях и пробках.


Особое внимание уделят владельцам автомобилей с «нулевым выбросом» — например, электромобилей. В частности, для стимулирования водителей город предоставляет право бесплатной парковки и строит зарядные станции — их уже более 100.


Вместе с тем в столице появляется беспилотный транспорт. По словам представителя НТИ «Автонет», «Яндекс» уже выпустил на дороги пять своих беспилотников, а до конца года их будет 95. Кроме того, тестируется трамвай «Витязь-М» с системой, распознающей движущиеся объекты и корректирующей скорость движения. Внедрение беспилотных трамваев и автобусов позволит сократить число ДТП, сообщает информационный центр транспортного комплекса Москвы.



«Будущее за электросамокатами, моноколесами и реактивными ранцами»



Эксперт — о направлениях развития транспорта
Читать колонку

Урбанист Вячеслав Завалин согласен с этим утверждением. «Пересадка на общественный транспорт хороша тем, что есть выделенные полосы, это снижает число ДТП. И пересадка на беспилотники как раз может снизить количество аварий до нуля, но при условии, что на них будут пересаживаться массово», — считает эксперт.


По его словам, безопасность на дорогах можно повышать с помощью использования открытых данных для разработки приложений, «умных» карт и «умных» маршрутов. Если с помощью приложения подсказывать водителю и пешеходу, какая дорога или переход наиболее безопасные, можно избежать множества аварий.


Урбанист Никита Савицкий считает, что для плавного перехода к парадигме новой мобильности Москве необходимо принять транспортную стратегию, которая расставит приоритеты использования городского пространства относительно способа передвижения.


«Чем ты мобильнее, тем больше тебе уделяется внимания городом, что в свою очередь и является основой удобного сервиса мобильности. Реализация отдельных инициатив без принятия подобного документа, на который можно будет опираться в принятии решений, будет выглядеть как попытка угодить всем и сразу, чего не бывает в больших городах с развитыми системами мобильности», — замечает эксперт.


По его мнению, в создании новой транспортной инфраструктуры следует руководствоваться интересами жителей, а не проектировщиков и строителей.


 


Автор:
Анастасия Петренко