06.09.2019
Коты уничтожают климат. Но Париж адаптируется к потеплению без них
Генеральный директор Парижского климатического агентства Анн Жиро — о подходе и мерах адаптации к изменению климата в столице Франции

Первый климатический план Парижа был разработан в 2007 году и был посвящен смягчению последствий изменения климата, то есть сокращению выбросов парниковых газов. Разработке мер по адаптации города к изменению климата предшествовал масштабный анализ рисков и возможных действий по снижению углеродной эмиссии. Результаты исследования легли в основу климатической стратегии, которая сегодня состоит из трех компонентов — уменьшения выбросов СO2, адаптации и повышения жизнестойкости (учета климатических факторов при долгосрочном городском планировании и строительстве. — Прим. +1). 


Стратегия, за реализацию которой отвечает возглавляемое мной агентство, предусматривает набор из 500 мер, благодаря которым каждый парижанин может сократить свой углеродный след и защитить климат Земли. Среди них — снижение потребления мяса и увеличение доли овощей в рационе, повышение эффективности использования ресурсов, уменьшение объема отходов, переход на энергию из возобновляемых источников. Мы помогаем людям повысить осведомленность о проблеме климата и изменить свое поведение в целях его защиты. Для этого мы сотрудничаем с «Метео-Франс» (французский аналог Росгидромета. — Прим. +1). Метеорологи предоставляют нам информацию о взаимосвязях температуры и погодных явлений с изменением климата, что помогает в коммуникации с жителями.


В 2003 году мы пережили одну из сильнейших волн жары. Стихия унесла более 13 тыс. жизней. В то время мы не понимали, что жара может стать причиной стольких смертей. Здесь нужно сказать, что волны жары продолжительностью от 10 до 60 дней случались летом 2012, 2014, 2016, 2017, 2018 и 2019 годов.


По прогнозам «Метео-Франс», в середине XXI столетия каждое лето в Париже будет таким, как в 2003 году. Мы должны адаптироваться — иначе люди будут умирать или уезжать из города, потому что невозможно находиться в столице при температуре под 40 °C. Благодаря метеорологическому информированию люди стали понимать, чем опасно изменение климата. Вовлекать людей в действия по защите климата помогает широкое и комплексное распространение информации о решениях проблемы. Мы готовим публикации для СМИ, распространяем информацию в Фейсбуке и Твиттере, снимаем фильмы для телевидения, проводим встречи в кафе по всему городу, на которые приходят сотни человек. На встречах мы рассказываем, как каждый может противостоять изменению климата, например, просто переведя свои средства в «зеленый» банк или инвестируя в солнечные панели. Нужно как можно эффективнее использовать цифровые устройства, которые ответственны за 3,5% мировых выбросов парниковых газов, — отказаться от спаминга и бесконечного просмотра видео с котами. Да-да, если вы еще не знаете, согласно исследованиям это один из самых распространенных видов досуга в интернете. В некотором смысле коты уничтожают климат.


Вместе с тем мы разрабатываем руководства, рекомендации и видеоролики по повышению энергоэффективности и уменьшению объемов отходов. Используя наши материалы, жители, особенно семьи с детьми, экономят ресурсы, что прямым образом отражается на бюджете. Мы отметили, что практические знания очень важны для пропаганды климатических действий.


Один из пунктов климатического плана города — создание 900 зон по всему Парижу. В них каждый сможет освежиться во время жары: побыть в прохладе, попить воды. Они могут располагаться в парках, музеях, церквях, школах, причем обязательно в шаговой доступности. Найти эти зоны можно будет в специальном приложении. Среди прочего оно позволяет определить, насколько пользователю угрожает аномальная жара. Например, вы можете создать в приложении профиль своей мамы или бабушки — если они находятся в зоне риска, с ними обязательно свяжется сотрудник социальной службы, поинтересуется их самочувствием и предложит помощь в случае необходимости.




Париж входит в группу городов C40 (Cities Climate Leadership Group), созданную для обмена знаниями, разработки стратегий и совместной работы по предотвращению изменения климата. Среди 96 участников альянса — Нью-Йорк, Лондон, Рим, Пекин, Токио, Рио-де-Жанейро, Лима, Дакар и Москва, которая является единственным представителем России.


В 2018 году мэры городов группы призвали производителей автомобилей отказаться от дизельного топлива и бензина. Инициатива С40 «Зеленые и здоровые города» призывает с 2025 года членов альянса закупать автобусы с нулевыми выбросами. В Москве это электробусы, которые появились на столичных улицах в 2018 году. Использование одного электрического автобуса предотвращает выбросы в атмосферу почти двух тонн вредных веществ в год, включая и наиболее опасные для здоровья взвешенные частицы РМ10 и РМ2,5. На сегодняшний день ими больше всего загрязнен воздух в городах Ближнего Востока и Азии. В городах Великобритании за последние 20 лет содержание РМ10 вблизи автотрасс снизилось наполовину. Москва за пять лет сумела сократить концентрации взвешенных частиц на 24%.




Мы обнаружили, что для успешного внедрения климатической и других городских стратегий очень важны социальные связи и вовлеченность жителей в решение проблем. Поэтому мы обучили более 15 тыс. волонтеров для оказания помощи тем, кто страдает от жары, наводнений и других опасных погодных явлений.


Кроме горожан, мы работаем с властями и бизнесом, прежде всего в сфере реновации зданий. Наша задача — к 2050 году обновить 1 млн жилых помещений. Мы помогаем участникам рынка понимать, каким образом здания потребляют ресурсы, проводить независимую оценку проектов. Мы работаем с компаниями с тем, чтобы повысить эффективность их вложений в технологическую модернизацию. В то же время мы работаем с архитекторами и урбанистами для скорейшего внедрения передовых подходов и практик городского строительства. Например, озеленения крыш и сокращения асфальтовых покрытий, которые способствуют образованию островов тепла. Администрация Парижа выпускает «зеленые облигации» для стимулирования реализации новых технологий на практике. В силу ужесточения регулирования многие коммерческие и бюджетные организации должны стать «зеленее», поэтому они заинтересованы в проектах, которые предлагает город. Благодаря выпуску «зеленых» бумаг город привлек €300 млн в модернизацию школ и уличного освещения.


Кроме того, мы стараемся уменьшить количество машин в столице и развивать общественный транспорт. Это позволяет не только сокращать выбросы парниковых газов, но и улучшать качество воздуха в городе и его пригородах. Еще одна цель — отказаться от бензина в пользу природного газа и электричества. В 2024 году в Париже будут запрещены дизельные, а в 2030-м — бензиновые автомобили. С каждым годом в столице расширяются зоны с низким уровнем выбросов вредных веществ и все более ограничивается доступ в город для машин, не отвечающих высоким экологическим стандартам.


Несмотря на достижения, нам предстоит большая работа. Мы должны ускориться для того, чтобы к 2030 году снизить выбросы СO2 на 40%, а к 2050-му стать углеродно-нейтральным городом, где 100% энергии вырабатывается за счет возобновляемых источников. Такие цели определило правительство города, которое с 2014 года возглавляет Анн Идальго. С тех пор она проводит курс на социальную инклюзию, инновации и устойчивое развитие. Уже на протяжении четырех лет парижский мэр возглавляет ассоциацию C40.


 


Автор:
Александр Титов